Прежде чем начнём эту главу, я хочу предложить вам необычную практику.
Попробуйте вспомнить свою жизнь (неважно, сколько вам сейчас лет). В какой период вы проходили самые важные уроки? Благодаря кому или чему вам удалось это преодолеть, перейти на новый рубеж? Вспомните и зафиксируйте
Когда мы начинаем меняться, нам кажется, что прямо сейчас мы обучимся какой-то технологии, сделаем какую-то практику – и кардинально всё изменится. Да, инструменты облегчают нашу жизнь, но не меняют её до тех пор, пока мы не возьмём ответственность за самого себя.
Где ты сейчас? В позиции взрослого или ребёнка? Ты сам отвечаешь за свою жизнь или ищешь учителей, на кого пытаешься переложить ответственность за собственное счастье?
Если у вас с этим сложности, попробуйте хотя бы 1 день нести ответственность за все слова и действия, что совершаете. Если вас спрашивают: «Ты хочешь яичницу?», на секунду обратитесь к себе и поймите, а хотите ли на самом деле в данный момент. Если не хотите, то скажите: «Нет». Даже если вы каждый день её едите – ивам это привычно, даже если она уже готова – и вам неудобно отказать.
Очень трудно мыслить, говорить и действовать из внутренней правды. Но это и есть ответственность, когда вы сами себе не врёте.
Ещё один пункт, который проходят все на пути к себе, - это точка пустоты. Когда по-старому уже нельзя, а по-новому ещё непонятно как и очень страшно. Например, когда вы понимаете, что больше не любите своего мужа/жену, не хотите с ними жить, но непонятно, что делать дальше. Вам страшно оставаться одному, непонятно, как всё делить и сказать детям. И ещё один пример – когда вам опротивела работа, а чем ещё заняться – знаете. И ступить в пустоту страшно, хочется на кого-то опереться. А не на кого. Потому что оперевшись, вы переложите ответственность за выбор. И если вдруг не получится, вы будете винить того, кто вас поддержал.
Если вы считаете, что то, что даёт вам человек имеет высокую цену, это для вас значимо и ценно, то так оно и есть, таким это и будет. Вы реально платите высокую цену за знания, и вы реально сможете использовать их по полной.
А если вы считаете, что знания этого человека ничего не стоят, раз послушали, два пробежались, три подумали и забыли, то вы и не сможете ничего взять себе. Вы сами выбрали отнестись к этому как к ничему для вас не стоящему, а отсюда и результат таких знаний. Авторитетность, значимость формируется внутри нас, она же позволяет нам использовать то, что дают или нет.
Представьте, что вы поступили в дорогой университет, согласитесь, что вы будете учиться лучше, чем если вы поступили в бесплатный и легко. Или представьте, что вы слушаете мои сторьки каждый день бесплатно и никогда не делаете задания и практики, которые я даю. А есть те, кто пришёл ко мне через знакомых и заплатил за эту же мою информацию 100 000 рублей. Представляете, какую ценность она ему даёт, и как он старается выполнить все, что я ему дала как практику.
Спросите себя: “Зачем я сейчас это читаю, слушаю? Что на самом деле я хочу от учителя? Действительно ли этот человек мой учитель?”
Научитесь благодарить из радости, брать из любознательности, тогда вам не придётся искать учителей, которые дорого стоят, а вы в такой Ж, что готовы платить из страха, а брать никак не получается, так как руки трясутся...
И вот тогда люди пытаются искать учителей. Но не все из них полезны.
Если вы встречаете наставника, который вам «тыкает» и говорит, какой он молодец, что вы меняетесь только благодаря ему, принуждает ещё приходить к нему на консультации – это псевдогуру. Он самоутверждается за ваш счёт и ему важно не действительно отдавать, а пиарится и показывает, какой он молодец, потому что вы в работе с ним достигли чего-то.
Значит ли это, что настоящий учитель отдаёт бесплатно? Конечно, нет